Разбор полётов и аварий.

Обсуждение материально-технической стороны проекта.

Разбор полётов и аварий.

Сообщение Дектор Пали » 25 окт 2016, 12:37

Для начала приведу пример с другого форума, но автором является наш человек:

Случай первый. Около месяца назад. По стечению обстоятельств, мой любимый Азиан-рэк вышел из строя, поэтому пришлось пересесть на решетку.
На тренировке решил попробовать ставить кролль на промежуточный рапид. Так как 7мм рапид был всего один, то решетку поставил на овальный карабин. На очередной перестежке с подъёма на спуск услышал странный "щелк", после чего обнаружил решетку висящую на уровне моего лица зафиксированной на веревке, но отдельно от моей беседке.
Я, конечно, читал, что решетка может выстегнуться из карабина, но чтобы это было настолько просто, я не представлял. При этом я работал в свободном висе, т. е. ни решетку, ни карабин ничем не прижимал. Так что теперь я решетку ни на какие карабины вешать не буду.
Ну дальше было все довольно просто и отработано. Я не стал зависать на пуани, а сразу встегнул короткий ус над ним, и решил проблему. Т. е. самостраховка как бы и не срабатывала, но я оставался постоянно присоединенным к веревке, так что свои функции она, я считаю выполнила.

Случай второй. Совсем недавно. Заброшенные штольни. При спуске из одной штольни в другую, в колодце глубиной около 15 метров сломалось основное закрепление. Моя ошибка - навесил на гнилую балку посчитав, что раз она толстая, то выдержит. И ведь, зараза, сломалась не сразу, а когда мне оставалось меньше половины спуска. Дублирующее закрепление было надежным и выдержало, хотя располагалось довольно далеко от основного, так что я падал около 2х метров. После остановки падения я начал сразу пытаться уходить в сторону, так как сверху летел всякий мусор, в том числе крупный. Когда все успокоилось я обнаружил себя висящим на пуани, метрах в 6 от дна колодца. Т. е. я даже не обратил внимание на момент срабатывания самостраховки. Отделался легким испугом и синяком на бедре, хотя мне еще повезло, что ничего крупного в меня не попало. Но без самостраховки, думаю, что все было бы гораздо печальнее.


В штольне мне эта балка изначально не нравилась, но так как раньше за неё уже закреплялись, решено было, что ничего, выдержит. А когда Стас начинал спускаться, я зачем-то посоветовал ему убрать самостраховку, мне казалось, что она там только мешать будет (хорошо, что он меня не послушал).
Выводы:
1. Самостраховка нужна всегда, даже если кажется, что не нужна.
2. Закрепления можно организовывать только на живых деревьях, а старые балки, брёвна, которые неизвестно сколько пролежали, особенно под землёй в условиях 100% влажности для этого не годятся, лучше найти другую опору, либо забить спит или анкер.
P. S. И хорошо, что шпала, за которую была закреплена верёвка, застряла где-то выше и не прилетела никому на голову! Не повторяйте наших ошибок.
Аватар пользователя
Дектор Пали
Администратор
 
Сообщений: 439
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 14:06

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Дектор Пали » 25 окт 2016, 12:39

А по поводу выстёгивания решётки из карабина, у меня на тренировке был случай размуфтовывания последнего, но всё осталось на местах. А в штольне, кстати, в последний раз на наклонном спуске начал раскручиваться карабин на жумаре, который был зацеплен за верёвку в качестве самостраховки. Карабин просто лежал на грунте и катился по нему, а муфта крутилась. Но непорядок был вовремя замечен и исправлен. Кстати, может, по такому же принципу и решёточный карабин раскрутился?
Аватар пользователя
Дектор Пали
Администратор
 
Сообщений: 439
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 14:06

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 25 окт 2016, 13:09

Запросто. На подъёме решетка болталась, терлась о ноги, так что и карабин мог размуфтоваться. Я поэтому не слишком-то люблю карабины - за их способность относительно легко размуфтовываться.

Насчет карабина на жумаре - там все более безопасно. Во-первых, что на подъёме, что на спуске он висит перед тобой, и что происходит с его муфтой видно. Во-вторых, выстегнуться из маленького отверстия в жумаре карабину намного сложнее, чем из рамы решетки. Из Азиан-рэка карабин тоже выстегнуть гораздо сложнее.
Только нужно чтобы и петелька восьмерки на усе, которая встегнута в карабин была как можно меньше. Еще желательно зафиксировать эту петельку на карабине какой нибудь резиночкой или перемычкой, чтобы она не съезжала на защелку карабина (надо бы мне это тоже сделать). Вот как здесь:
http://soumgan.com/phpBB2/viewtopic.php?f=6&t=238&p=13156#p13156

Кстати, у меня на жумаре стоит карабин с крючком на защелке (не кейлок!), и я понял, что за счет этого крючка он сложнее выстегивается из жумара и петли уса. А если нужно использовать длинный ус без жумара, например при прохождении горизонтальных перил, то в жумарный карабин встегивается дополнительный карабин (у меня для этой цели есть овальный без муфты) и в перила встегивается именно он.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 25 окт 2016, 14:33

А у меня карабин длинного уса всегда только в размуфтованном состоянии используется - его часто надо куда-то подщелкнуть (горизонтальные и наклонные перила) и возиться с муфтой при этом лишнее.
Тоже с крючком без кей-лока (да еще и нержавейка 4тн;-)), на усе обязательно фиксируется жестко загидровкой.
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Из серии аварий которые не случились

Сообщение Ars » 12 ноя 2016, 22:54

Смотрю тут фильм про поход в Сумган - https://youtu.be/VVs8efBhNOs
Там входной колодец такой высоты что наверно с парашютом прыгать можно, а на 5:15 перестежка с соединением веревок карабином без муфты.
Всмысле только карабином - узлом веревки не связаны! :!:

Т.е. по сути три аварийные ситуации:
  • ниже навеска с одной точки получается (с подстраховкой "авось нагрузка на защелку не придется"). В случае разрушения спита (а насколько разглядел там спит) за время падения на глубину карема карабин может повернуться так, что нагрузка придется на защелку, которая держится на тонкой шпильке и запросто может вылететь.
  • вторая ситуация - при подъеме наверх, верхний дёрнет карабин, а тот встанет коряво нагружая защелку. Безмуфтовые для этого иногда и используют - они легче обратно проворачиваются, но вот если не провернется, то при его разрушении опять же получат высокую вероятность улететь.
  • третья ситуация - вариация второй, когда карабин дернули вверх и встал коряво. При изрядной доле невезения веревка может лечь так что просто выстегнется при нагрузке. Правда скорее всего обойдется без падения - нагружающий будет еще на нижней перестежке чем-нибудь пристегнут. Скорее всего;-).
  • а при очень большом невезении еще и защелка может заклинить в открытом положении, а неновый карабин взять и лопнуть от рывков поднимающегося снизу. Плюс еще какие-нибудь нехорошие вероятности тоже возможны..
Причем первый это навешал, а второй с камерой прошел мимо и ничего не сделал.
Смелые однако;-).
Вот как так можно??? :shock:
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 13 ноя 2016, 19:21

Ну второй с камерой мог быть и не в курсе как надо.

Связывать веревки на точке перестежки нужно даже если стоит карабин с муфтой. Разве что если рапид стоит, можно наверное и не связывать. А карабины часто застревают защелкой в ушке. Немуфтованные в этом случае выстегиваются сразу.

Я как-то поднимался вися на карабине, который застрял защелкой в ушке (муфтованный был). Делал это очень плавно и аккуратно, так что мне удалось пройти эту перестежку не поломав этот карабин. Кстати, уходя от закрепления на подъёме, всегда нужно убедиться, что карабин закрепления стоит правильно, и при необходимости поправить его.

Использовать немуфтованные карабины на навеске допускается, хотя на мой взгляд, это не слишком хорошая техника. Но если уж они используются, то стоит придерживаться ряда правил:
1. Не стоит ставить такие карабины на основное или дублирующее закрепление, и в точке перехода перил в отвес.
2. Немуфтованные карабины желательно чередовать с карабинами с муфтой по ходу спуска через один.
3. Петлю узла на таком карабине следует делать как можно меньшего размера - только чтобы пролезал пруток карабина (это вообще говоря общее правило, но здесь оно наиболее актуально). Либо можно использовать узел Ионито, если веревка не слишком дубовая.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 09 май 2017, 22:09

В Монастырь-Чокрак снова авария - https://vk.com/public123856?w=wall-123856_3822

Прошлую (с падением внедорожника) наверно уже ничем не затмить, но опять ситуация весьма необычная.
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Дектор Пали » 10 май 2017, 22:33

И всё же мне кажется, что буром прижгли, не думаю, что спусковуха так сильно верёвку укусит.
Аватар пользователя
Дектор Пали
Администратор
 
Сообщений: 439
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 14:06

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 10 май 2017, 23:34

Я больше думаю на спусковое, что он скорость спуска регулировал не натяжением веревки, а рукояткой стопа - нажимая ее не до конца. Кулачок нагревался при этом, а потом при резкой остановке складывался нагрев и давление.
Смущает что спуск был на маленькие участки, тем более навешивал - явно не быстро ехал (точки искал, рельеф смотрел). За пару метров наверно так не нагреть, надо побольше проезжать.. Плюс с перфоратором в руках вряд ли он прыгал "а-ля спецназ" - перф обычно в мешок не пихают при такой навеске и на поясе или на репике его ударить о стену страшно, спускаешься аккуратнее.
Ну и то что спусковое на фото не выглядит новым, т.е. он и раньше на нем ходил - не повреждал же поди.

В проплавить буром мало верится потому что сколько бурил отверстий - не помню чтобы бур хоть раз оставался разогретым достаточно долго чтобы можно было заметно повредить веревку (тем более случайно, и уж тем более два раза подряд) - он не так уж и разогревается, и быстро остывает.
Мне даже не верится что специально можно проплавить буром ее наполовину, ну может оплетку чуть подплавить и получится.
Хотя конечно тоже мог быть какой особо нагревающийся бур и твердый известняк, и сухая веревка, и поверхность близко (лето-тепло). Но пока представить такого не могу.
Спрошу Великана, он наверно больше всех отверстий разных набурил;-).

Если не разберутся (у кого там его спусковое, веревка и бур), то надо будет попробовать все варианты самому, у меня Стоп Венто есть, и перф тоже;-). Веревки бы еще такой кусочек, и известняк неизвестный остается..

Еще реальным вариантом смотрится что веревка уже была повреждена (только как он рукой мог не почувствовать два таких участка?), либо имела скрытые повреждения (скажем бензин на нее пролили и она от этого стала менее прочная, быстрей плавиться стала).

Уже захотелось съездить на эту пещеру посмотреть, что-то прям в простейшем колодце две удивительные аварии за четыре года!
А вообще - обрыв веревки конечно страшно, надо внимательнее к веревкам относиться.
Да и вообще к снаряге и навеске, падают-то обычно именно пофигисты всякие.

Если окажется что виноват таки стоп, то еще страшнее становится вариант большой пещеры, типа Вороньей - такой вот на стопе повредит веревку и уйдет вниз, а кто-то с мешками будет вверх подниматься и оборвет ее.
Тут еще узнал что в экспедиции "Глубины Алтая" стопом повреждали оплетку - вроде проточенный девяткой резал повдоль десятку (и вроде там даже запретили большинству использовать стопы), плюс в Вороньей было резали веревку выступившим болтиком стопа (там прям в лохмотья вся оплетка).
В общем начинаю потихоньку побаиваться с владельцами стопов в пещеру ходить;-).
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 10 май 2017, 23:53

Чтобы стоп проплавил веревку, ему надо проехать по ней гораздо больше 2х метров. Даже при испытаниях, например, Влада Еремеева, при сильных рывках стоп не плавил веревку так (в отличие от некоторых капель). Так что стоп я бы исключил.

А вот бур вполне реально. Если бур был туповат, и перфоратор работал в режиме сверления без удара, то разогреть бур до пары сотен градусов об известняк не составит большого труда. Ну а случайно ткнуть его в веревку - так вообще просто. Правда на буре в этом случае должны остаться следы расплавленного нейлона.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

След.

Вернуться в Снаряжение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron