Разбор полётов и аварий.

Обсуждение материально-технической стороны проекта.

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 02 мар 2018, 12:37

Даа... Ну отношение к веревке и снаряжению в Барьере всегда были пофигистические, но вот откуда взялась серная кислота!? Я не могу представить, чтобы адекватные спелеологи хранили бы веревку вместе с едкими веществами. Может сунули веревку в багажник какой нибудь машины, по соседству с аккумулятором.

То что веревка старая (да и 2009 года - не такая уж и старая), не может объяснить ее внезапный обрыв. А вот серная кислота может. Что в очередной раз показывает, что к веревке должно быть более бережное отношение.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 02 мар 2018, 13:17

Еще пару версий:
один геолог писал(а):серная кислота могла получиться потом. Вследствие соединения нескольких хим.элементов, которые элементарно случайно собрать в пещере и на поверхности

Но мне больше представляется такая машина монтажников-промальперов в багажнике которой возится всё подряд, включая какие-нибудь серные аккумуляторы и химию, и туда же веревки возьмем из клуба поработать ;)
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 02 мар 2018, 18:26

серная кислота могла получиться потом. Вследствие соединения нескольких хим.элементов, которые элементарно случайно собрать в пещере и на поверхности


Поподробнее пожалуйста! Потому что я, как имеющий определенные навыки химии, могу сказать, что серную кислоту замучаешся получать даже если специально собирать нужные соединения в нужной концентрации. Из того что можно найти в пещере я уверен, серную кислоту получить не удасться, по крайней мере без сложных манипуляций. Если кто-то захочет опровергнуть это утверждение, то пожалуйста, приведите реакцию в которой это возможно (мне самому интересно с точки зрения получения этой самой кислоты).

Кроме того, с общей точки зрения это тоже нонсенс. Если бы в пещере и на поверхности можно было бы найти такие соединения, которые при соприкосновении реагировали бы с выделением серной кислоты, то таких аварий было бы в разы больше.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 02 мар 2018, 19:08

Некоторые соединения из того что можно найти в пещере проходят и без сложных реакций ;-)

какой-то спелеолог писал(а):У меня был случай повреждения навесочной веревки кислотой (серной) из автомобильного аккумулятора (55Ач): в 2002г таскали в Надежду перфоратор с таким аккумом, дойдя до 3 колодца сумка уже изрядно пропиталась кислотой. На выходе из вертикальной узости, с которой начинается колодец, я заметил, что сумка кратковременно прижалась к веревке. Отработав на дне и поднявшись из колодца (3 чел), я выбрал веревку, и в следующий выход навесил заново, поменяв местами верх и низ. После 3-го рабочего выхода при демонтаже навески я обнаружил в петле узла нижнего карема участок полностью слезшей оплетки (как раз в месте контакта веревки с карабином навески)...
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 02 мар 2018, 19:37

Тут говорится об уже готовой серной кислоте. Понятно, что если полить веревку кислотой достаточной концентрацией, веревка начнет разрушаться.
Wikipedia писал(а):Но у капронового волокна есть и недостатки. Оно малоустойчиво к действию кислот — макромолекулы капрона подвергаются гидролизу по месту амидных связей.


Но в пещере кислота так просто не встречается (не считая пещер вулканического происхождения), поэтому я и интересуюсь, какие соединения нужно смешать, чтобы получилась серная кислота.

В карстовых пещерах можно встретить соли серной кислоты: гипс (сульфат кальция), мирабилит (сульфат натрия). Но растворы солей для веревки безвредны, а извлечь кислоту из соли весьма сложно.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 02 мар 2018, 20:41

один геолог писал(а):Это ж предположение
В некоторых пещерах встречаются выделения серы на стенках. Теоретически, можно их собрать
Ну и S + H2O -> H2SO4
Может быть, я конечно ошибаюсь, но... может и нет
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 02 мар 2018, 21:26

Ты коммутатором между нами работаешь? :-)

S + H2O -> H2SO4

Эта реакция невозможна. Сера с водой не реагирует. С водой реагируют оксиды серы SO2 и SO3. Т. е. чтобы получить серную кислоту серу нужно сначала окислить. Просто кислородом воздуха это не получится сделать - надо сжигать. При горении серы на воздухе образуется преимущественно SO2 - газ, который с водой дает нестойкую сернистую кислоту:
SO2 + H2O <=> H2SO3
Сернистая кислота значительно слабее серной и постепенно распадается обратно на воду и сернистый газ. Для получения серной кислоты серу нужно сжигать в избытке кислорода, чтобы получить газ SO3. Тогда при растворении его в воде получается заветное соединение:
SO3 + H2O = H2SO4

Как видишь, просто так, случайным контактом веществ серную кислоту не получить.

Исключение могут составлять вулканические пещеры, т. е. такие, по которым раньше текла лава или отходили вулканические газы. В состав вулканических газов входят в большом количестве оксиды серы. Поэтому в таким пещерах, в принципе, можно найти серную кислоту. Но таких пещер очень мало по сравнению с карстовыми, так что этот вариант мне также представляется маловероятным.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 09 апр 2018, 00:52

Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение SSG » 09 апр 2018, 10:06

Ничего интересного. Эти данные, по большей части, уже давно известны. И ежу понятно, что чем плавнее перемещения по веревке, тем меньше нагрузки.
a.k.a. GamoveR
Аватар пользователя
SSG
 
Сообщений: 414
Зарегистрирован: 22 дек 2014, 10:25
Откуда: Майкоп

Re: Разбор полётов и аварий.

Сообщение Ars » 15 апр 2018, 15:55

Еще полезная статья про аварии (и спелеологам тоже) - https://www.risk.ru/blog/213728#relap

Ежам которым всё и так понятно, можно не читать - там ничего интересного/нового ;)
Аватар пользователя
Ars
 
Сообщений: 479
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:18
Откуда: Сочи

Пред.След.

Вернуться в Снаряжение

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron